Театр в жизни современной молодежи. Почему молодежь не ходит в театр, как привлечь.

Театр в жизни современной молодежиДанные статистик СМИ кричат о том, насколько за последние годы театр утратил свою привлекательность для молодого поколения. Еще в СССР театральные представления имели, безусловно, огромный авторитет среди взрослых и детей – чтение пьес и регулярное посещение театра признавалось одним из самых любимых способов обогатиться яркими впечатлениями и плодотворно провести свободное время. Но сегодня, по результатам исследований ФОМа, в России театральным искусством увлекается только 6% людей в возрасте 16-25 лет, так что молодых театралов приходится называть крайне не многочисленной, но по праву выдающейся группой на фоне остальной молодежи.

Что же произошло? Почему дети и подростки современности не хотят ходить в театры так же часто, как это делали их предшественники? Театр еще в силах привлечь к себе подрастающее поколение детей? Ведь иначе театр – это просто фантом, которому предстоит вскоре исчезнуть! В этой статье я постараюсь ответить на эти вопросы и разобраться, нуждается ли театр в новом поколении зрителя, или все-таки это искусство исконно классическое, и должно поддерживаться людьми только старой закалки?

Что произошло по прошествии столетий, или Актуален ли театр сегодня?

Главной причиной угасающего интереса молодежи к театру сегодня принято считать новый, современный образ жизни, оснащенный высокотехнологичными информационными технологиями. И правда, многие электронные устройства, присутствующие в нашей жизни повседневно, — телевизоры, компьютеры и не только – быстро преподносят информацию в настолько простой и увлекательной форме, что театрализованные представления не всегда способны эффективно конкурировать с ними. Постоянно в СМИ и реальной жизни мы говорим о том, как мир технологий заполонил все вокруг нас, заставляя людей забывать о других способах общения с окружающей действительностью и его познания. Но мир театра, в отличие от технологичного, не только окружает человека, но и существует внутри него самого.

Дело в том, что перед людьми всегда стояла цель научиться воплощать эмоциональный мир в материальный без каких либо искажений, познавать его совместно с другими и будоражить чувства своим «душевным клиентам». А мир театра — это чудесное сплетение искусств, в котором люди творчески соединяют все способы самовыражения! Со сцены профессионального театра нас поражают сюжеты и мысли, преподнесенные в безупречной гармонии чувств и эмоций, цветов и форм, движений и звуков. Даже на примере повседневной жизни, не преодолевая расстояний на пути к архитектурным зданиям театра, люди, пускай даже неосознанно, все равно соприкасаются с театральным искусством: мы тщательно подбираем репертуар для образа, с которым выйдем в общество, как актеры готовятся к своему очередному появлению на сцене. И несмотря на то, что реклама – это очевидный двигатель прогресса, театр в ней все-таки не нуждается. Существование театра, как явление, поддерживается не популярностью спектаклей или представлений, не новыми тенденциями и модой, а стремлением общества взаимодействовать и обмениваться информацией и душевными переживаниями. Театру нет нужды громко напоминать о себе с рекламных слоганов. Он будет всегда вековать рядом с человеком и не потеряет своей актуальности, как бы сомнительно о нем не откликалась современная молодежь.

Что может предложить театр подрастающему поколению? Почему знакомство ребенка с театром может быть так важно?

В процессе работы над поставленными вопросами, я воспользовалась уникальной возможностью пообщаться на тему театра с молодыми актерами нашего города. Каждый из них отмечал, что подобные беседы и интервью очень важны и для них самих же, поэтому с огромным удовольствием согласились рассказать нам о своем опыте.

— Я с самого детства мечтала выступать на сцене, – одна из воспитанниц Дворца Культуры г. Таганрога поделилась со мной историей из своей жизни. – Я хотела быть актрисой с самого детства! Но у меня долго не было такой возможности. И родители твердили, что театр — все равно не мое, что это всего лишь мечта…. Но, в конце концов, я настояла на своем и пошла пробовать… и сейчас я безумно благодарна себе за этот поступок! Да, я очень рада заниматься в нашем театральном кружке. У меня все получилось! Я чувствую, что с тех пор стала более уверенной и открытой. Меня окружают мои любимые ребята, которые занимаются там, и теперь я действительно счастлива.

Предположить, что путь к тому или другому виду искусства у каждого из нас пролегает через разные препятствия, вовсе не сложно. Так, у как кого-то насыщенный и плодотворный путь к познанию театрального искусства берет свое начало уже в зрелом возрасте, когда человек принимает эту необходимость на основе своего жизненного опыта. У других желание быть в театре исходит еще из детских воспоминаний, как у опрошенной девушки, и у таких людей имеются свои огромные преимущества.

Сила детских впечатлений настолько велика, что сохраняет свое влияние на человека на протяжении всей его жизни. Вместе с быстро растущим организмом, все мыслительные процессы детей так же проходят намного быстрее и требуют фундаментального развития. Поэтому малыши всегда готовы к новым открытиям! Поход ребенка в театр – это прекрасная возможность подарить ему новые ощущения и ускорить процесс формирования личности. Красочная, звучащая и динамичная панорама сцены для юного зрителя означает богатое содержанием впечатление, развивающее его и культурно, и физически. Организованность мероприятия приобщает его к дисциплине, а само представление разносторонне знакомит с основами морали и понятием творчества, активируя все ресурсы восприятия ребенка. Юные актеры тоже, примеряя на себя различные роли и образы, набираются опыта, необходимого для них в будущем. Любая детская игра — это маленький импровизированный театр, в котором мы учимся выражать свои чувства, понимать окружающих и соблюдать правила актуального мира. Но только в настоящем театре игра оснащается уникальным сюжетом, качественной работой профессионалов и множеством декораций, позволяющими ребенку переживать свою роль максимально приближенно к реальности.

— Я уже несколько лет выступаю на сцене. – О своём увлечении рассказывает Скрипников Сергей, участник театрального кружка Дворца Культуры Таганрога. — Могу сказать, что это увлечение заключается в том, чтобы доставлять людям удовольствие и радость. И тем самым получать от этого свою порцию эндорфина, то есть счастья. Ведь выходя на сцену и отыгрывая роль как можно лучше, можно получить настоящее наслаждение. Кружок театрального держится, преимущественно, на людях, которые приносят радость, и они получают ее взамен.

Так каждому в театре, будь он за кулисами, на сцене или в партере, достается своя особая роль, и только такая слаженная работа способна превратить театральное представление в настоящий праздник чувств. Позитивная эмоциональная связь между зрителем и актером усиливает интерес обеих сторон к происходящему торжеству. «Если не будет счастливых в зале, актер будет несчастен» — утверждает Сергей, и с ним невозможно не согласиться. Ведь благодарный зритель всегда остается доволен качественной игрой актеров и испытывает искреннее удовольствие, ощутив верх своих чувств вместе с полюбившимися ему лирическими героями. Переживая за их судьбы, люди нередко находят решения своих жизненных проблем, наслаждаются гармоничной атмосферой театра и его красивой обстановкой, отдыхают от суеты реального мира. Даже самая трагичная история, насыщенная мрачными сценами, по итогу должна подарить зрителю счастье от полученной гаммы человеческих эмоций. Именно в этом для настоящего актера, по нашему мнению, заключается его служение театру.

Театр привлекает к себе внимание современной молодежи?

Да, и несмотря на свою самобытность, театр нуждается в новом поколении зрителей, актеров и режиссеров, в их свежем взгляде на различные проблемы. Театр всегда идет в ногу со временем, параллельно возобновляясь с развитием культуры общества и его образа жизни. Он уже претерпел множество изменений, чтобы добраться до умов современности, и, зарожденный еще в глубокой древности, приобрел богатое многовековое прошлое. Преобразования и нововведения были необходимы, чтобы преподносить поколениям людей понятную и доступную для них информацию. Поэтому идея современного театра существенно развивается.

К настоящему времени театральное искусство приобретает массовый характер. Зрительские залы наполняются людьми разных культур, увлечений и профессий, в связи с чем современный театр стал нести больше экспериментальный характер. Классические произведения переписываются на современный манер, создаются новые планы помещений и технологии производства составляющих частей представления, разрабатываются неординарные методы воздействия за зрителя. Например, сегодня активно реализовываются инерактивные спектакли, похожие на компьютерные игры с открытым миром: люди свободно ходят по залу и сами выбирают, за кем из героев наблюдать и даже взаимодействовать с ними. Непрерывный поиск чего-то удивительного вдохновляет постановщиков на новые сюжеты, декорации и то, какими средствами преподносятся новые образы, но, суть этих образов, как правило, все равно остается одной и той же. Зло и добро всегда остаются самими собой.

 Театр, безусловно, готов встречать новых зрителей и говорить на языке молодежи. Но почему дети и подростки все равно считают поход в театр сомнительным развлечением?

Непопулярность театра среди молодого поколения может быть напрямую связана с социальными проблемами современного общества. Мы среднее арифметическое своего окружения, как говорил Джим Рон. Наша дорога к познанию чего либо, в том числе и искусства театра, чаще всего начинается с детства и со среды, в которой мы растем. Я и мои респонденты, в их числе и зрители, и актеры, сошлись во мнении о том, что главная причина непопулярности театра – это особенности воспитания человека. Рядом с нами не всегда оказываются люди, готовые просветить нас и вовремя поддержать на выбранном пути. Да, так же мы нередко сталкиваются с театром случайно, без чьей либо помощи, но это далеко не значит, что с самого начала каждый из нас поймет для себя всю пользу этой внезапной встречи и полюбит магию театра. Скорее всего, большинство просто пройдет мимо. За весь период своего взросления мы строим перед собой преграды, в виде привычек, страхов и принципов, преодолевать которые потом обычно не хотим. Мы стремимся защитить себя, свой организм и его жизненные ресурсы, не выходя из зоны комфорта. Поэтому, юные театралы сегодня – это творческие люди, с ранних лет признающие свою любовь к искусству, или настоящие борцы, нашедшие в себе силы испробовать что-то новое.

В конце хотелось бы обратиться к юным читателям и попросить их не лишать себя и своих близких возможности общения с театром, с вечной сокровищницей богатых чувств и знаний. Ведь как говорил К.С. Станиславский: «Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость»

© Эта статья опубликована в интернет-журнале "Сетевой" - 2019. Копирование и публикация статей журнала на сторонних сайтах запрещена!

Другие статьи по темам: , ,

- 4 оценок. Оцените и Вы!
 

Комментариев пока нет

Оставить комментарий