Самый нелепый плагиат или как написать и издать учебное пособие за 14 часов.

Признаться, в последнее время при чтении научно-популярной или учебной литературы я давно так не смеялась. Я даже не знаю, как лучше назвать жанр того опуса, который мне попался для прочтения. Такого обилия нелепейших, если не сказать глупейших околонаучных фраз я не встречала даже в рефератах моих коллег на первом курсе. Речь идет о книге П.К. Корнева «Искусство джаза: Страйд. Свинг и Би-боп», изданной в Санкт-Петербурге (Искусство джаза: страйд, свинг, би-боп: учебное пособие / П.К. Корнев;  научн. ред. Е. Л. Рыбакова. – СПБ. СПБГУКИ, 2009. – 240 стр. ).

Прочтение книги, особенно в разделах, посвященных теории музыки или глав о музыкальных стилях вызовет у человека, вне зависимости от наличия специального музыкального образования, одновременно и удивление, и горькую улыбку, и разочарование по поводу самого факта издания данного опуса в ВУЗе.
Однако, если бы это была монография какого-либо автора, изданная на его личные средства, я бы лишь пожалела о потраченном времени. Но эта книга — не что иное, как учебное пособие, опубликованное по решению редакционно-издательского совета СПБГУКИ и рекомендовано для студентов! Я не претендую на уровень профессионального музыканта, но с музыкальной грамотой знакома не понаслышке. И интересовалась джазом, как и многие начинающие музыканты (кстати, ради чего и была взята данная книга).

Так что же может извлечь студент в этом «источнике знаний»?

Например, вот такой текст можно прочесть об одном из великих джазовых музыкантов Т. Монке на стр. 180-181: «Монк был великим композитором в истинном значении этого слова. Его темы были настоящими композициями и не простыми мелодиями. Большинство джазовых тем служат целиком или интересными точками отправления для импровизации. Ограниченный изнутри 12-тактовым блюзом или 32-тактовой формой популярной песни, Монк создавал миниатюрные композиционные построения, которые сравнимы с любыми классическими работами в терминах единства, связи и представления. Несомненно, его работами восхищались в классическом мире именно по этим причинам. Большинство пьес Т. Монка построено на одной или двух идеях. Он искренне излагает по одной идее или разрабатывает связь между двумя идеями, помещенными бок о бок или составляющими одно целое ».

Мне была не очень понятна фраза «излагает по одной идее или разрабатывает связь между двумя идеями помещенными бок о бок или составляющими одно целое» или как можно восхищаться «композициями в терминах единства, связи и представления»?

При этом рядом, на стр 180: «Его игра была не свингом в любых условных проявлениях или бопом. Его фраза трудна для расшифровки. Иногда кажется, что он действует в другом временном измерении от остального бэнда. Он иногда отставал от бита. Он любил ритмические смешения, которые игрались как похожие идеи в других частях отрывка».

Что означают «похожие идеи в других частях отрывка» или «свинг в любых условных проявлениях», мне было абсолютно непонятно, потому что это откровенная бессмыслица. Такую же «ценную» музыковедческую мысль мы видим на стр. 154:

«Гармонические разработки.

Такие разработки имеют место, когда добавленные аккорды присоединяются к основным аккордовыми прогрессиями. Этот процесс отличается от гармонического украшения тем, что здесь аккорды, добавленные как связующий материал, а не как декоративный. Часто эти процессы совпадают и некоторые добавления аккордов могут быть осмыслены тем или иным образом.

Цикл квинтовых прогрессий.(Кварто-квинтовый круг.)

Соединение I ступени с V ступенью. Можно использовать этот цикл нисходящих квинт и иначе украшать статичные аккордовые прогрессии, выбранными для этой цели аккордами и двигаясь назад. Украшение прогрессий I — V ступеней вначале можно также рассмотреть, как квинтовый цикл гармонических разработок. Квинты двигаются назад от G7.»

Сам стиль изложения авторского текста и синтаксические «изыски» (другие слова не берусь подобрать) навели меня на мысль о том, что, сочинить подобный текст специально очень трудно. И, возможно, есть дополнительные источники «вдохновения» автора П. Корнева (или его научного редактора Е. Л. Рыбаковой) среди ранее опубликованных неопытными авторами работ или статей в интернете, коих примеров сейчас немало.

Мне стало крайне интересно, и, мои недолгие поиски увенчались успехом. Текст вышеупомянутой книги действительно оказался плагиатом. Части книги П. Корнева «Искусство джаза: Страйд. Свинг и Би-боп» являются переводом книги John Valerio. BeBop Jazz Piano (Book & CD, 96 Pages | Hal Leonard Corporation (February 1, 2003) | ISBN: 0634033530 ISBN-13: 9780634033537), которую без труда можно скачать в интернете.

Вышеупомянутый русский текст П. Корнева на стр. 180-181 мы без труда найдем на стр. 83 книги J. Valerio: «Monk was a great composer in the real sense of the word. His tunes were true compositions and not just simply melodies. Most jazz tunes serve as heads or interesting points of departure for improvisation. Within the confines of a twelve-bar blues or a thirty-two bar pop song form. Monk wrote miniature compositional masterpieces that compare with any of the great classical works in terms of unity, relationships, and imagination, Indeed, his works are admired in the classical world for these very reasons. Most of his works are based on one or two ideas. He ingeniously expounds on one idea or exploits the relationship between two ideas by juxtaposing or integrating them».

Текст о гармонических разработках со страницы 154 книги П. Корнева я также нашла на стр. 30 J. Valerio:

«HARMONIC ELABORATION

Harmonic elaboration occurs when additional chords are added to basic chord progressions. This proccss differs from harmonic embellishment in that. Here, chords are added as connecting as material rather than decorative material. Often these processes overlap, and some chord additions can be thought of in either way.

Circle-of-Fifths Progressions

CONNECTING I TO V
One can use the circle of descending fifths to elaborate otherwise static chord progressions by choosing a target chord and working backwards. The embellished I-V progression at the start of this chapter may also be seen as a circle-of-fifths harmonic elaboration. Notice the fifths by going backwards from the G7.»

Чем дальше – тем интереснее. Следующий «шедевр» музыковедческой нелепости — на стр. 157:

«Полутоновая приставка. Очень часто идее четырех-нотного восходящего арпеджио предшествует ступенчатая приставка. Ритмически эта фигура часто выглядит в виде восьмой и, следующим за ней, триолем из восьмых.

Варьирование приставки. Приставка может отстоять на целый тон вниз от нижней ноты арпеджио, или быть на пол-тона или тон выше первой ноты арпеджио. Восходящее арпеджио (любого типа) обычно следуют за нисходящим движением нот, состоящих из гаммаобразной линии арпеджио или комбинации того и другого.»
Арпеджио, для справки — это воспроизведение аккордовых (!) звуков, взятых последовательно, один за другим. Гаммаобразных арпеджио не бывает по определению — данное сочетание нелепо, подобно тому, если бы мы сказали «баянный аккордеон». Я уж не говорю о самом термине «приставка», которого в музыкознании нет, а тем более, варьирующейся….»

Данный текст в английском варианте мы без труда находим на стр. 36 книги John Valerio:

« HALF-STEP PREFIX

Very often, the four-note ascending arpeggio idea is preceded by a stepwise prefix. Rhythmically, this figure often takes the form of an eighth note followed by an eighth-note triplet.

PREFIX VARIATIONS

The prefix can also be a whole step below the arpeggio or a half or whole step above the first note of the arpeggio.
Ascending arpeggios (of any type) are usually followed- by a descending motion that can consist of a scalar line, an arpeggio, оr a combination of both.»

И вдруг я понимаю, что это не просто перевод и плагиат. Это перевод, сделанный с помощью электронного переводчика! Оказывается, в наше время, в культурной столице России, в Санкт-Петербургском Государственном Университете Культуры и Искусства вот так, без стеснения, можно штамповать пособия для студентов!

Иначе как можно объяснить текст на стр. 180 (снова о джазовом пианисте, основателе стиля бибоп Т. Монке ): «Боперовская концепция фортепиано скупых аккордов, состоящих в левой руке из двух нот, исходит из монковской игры его раннего периода. Он также развивал и другой уникальный путь аккордового голосоведения, который представлял несколько совершенных диссонансов. Скорее для смешения добавленных и альтерированных ступеней в контексте наполненного аккорда, Монк часто оставлял их не защищенными, без смягчающего эффекта присутствия других ступеней. В другой руке он также играл плотные, диссонирующие кластеры. Монковская игра была необычайно экономной. Молчание в игре было ключевой составляющей. Различные идеи могли быть разделены этими паузами.»

Оригинальный текст мы найдем на стр. 82 книги John Valerio…: « The bebop piano concept of stripping chords down lo two notes played by the left hand stems from Monk’s early playing. He also evolved other unique ways of voicing chords that featured some stark dissonances. Rather than incorporate extended and altered tones into the context of a full chord. Monk would often expose them without the softening effect of the other chord tones. On the other hand, he also played dense, dissonant clusters.

Monk’s playing was unusually spare. Silence was a key ingredient. Various ideas could be separated by stretches of silence».

Я подсчитала: в книге Дж. Валерио всего 96 страниц. Для компьютерного перевода без редактирования мне понадобится часов девять. Плюс несложный дизайн обложки – еще часа четыре с половиной. Вместе – тринадцать с половиной часов на одну книгу. Главное, отнести куда надо, где не проверяют. От моего дома до СПБГУКИ – 30 минут. Итого — всего 14 часов!

 

Похожие статьи:
Объявления:
 
комментария 4 к статье “Самый нелепый плагиат или как написать и издать учебное пособие за 14 часов.”
  1. Ольга :

    Да, помельчала «вышка» нынче, если уж даже написать сами не могут. Но один вопрос -зачем же книги — то таким бездарям дают выпускать? А редактор куда смотрел? Он что, вообще ничего в этом не мыслит? Уж компьютерный перевод от нормального текста можно же отличить!

  2. Necsys :

    Здраствуйте Kolganirina. Я не имею к музыкальному образованию никакого отношения, но, по роду деятельности, неплохо представляю себе ситуацию с производством учебных пособий технический вузов.
    Насколько мне известно, данная ситуация сложилась по следующим причинам:
    1)Учебные пособия должны переиздаваться через определённый срок (на нашей кафедре раз в 5 лет). Так, что делать «одно единственное и на века» смысла нет.
    2) Большое количество работы.
    3) Низкие з/п учебного состава, в лучшем случае дотягивающие до подавца в макдональдсе. Но без званий и степени однозначно, значительно ниже.
    4) Отсутствие конкуренции. Не нравится такое пособие, значит у структурного подразделения учебного учреждения его не будет вообще. Делать то некому. Как следствие — есть возможность халтурить.
    5) Отсутствие каких либо критериев оценки, и привязанной к ним мотивации ($ или др).
    6) Аудитория конкретного пособия невелика, так как оно действует на территории 1-ого вуза. На языке экономики- аудитория «информационноого продукта минимальна».

    Полагаю, что стандартизовав по стране программу обучения, можно бы было организовать производство учебника на конкурсной основе и выделить нормальный бюджет, тем самым повысив качество.

    п.с. В общим и целом качество работы преподавателя или доцента зависит, в основном, от его сознательности и совести.
    п.п.с. Буду рад ответу. Хотя бы о том, что просмотрели =))

  3. Нина :

    Польностью согласна с Necsys, все, что он перечислил, в точку. Нас тоже заставляют писать пособия, так как по моей дисциплине нет подходящего учебника, а обеспеченность литературой должна быть. Встаёт вопрос — гнать «халтуру» или убить свой отпуск и здоровье за «спасибо», которое, скорее всего, и не скажут))

  4. Муза :

    Полностью согласна с Necsys и Ниной. Сейчас заканчивается отпуск, а я не отдохнула ещё: надо писать. Причём что-то своё об известном и перепечатанном. И при этом нагрузка, рабочий план, статьи, и т.д., и т.п., семья плюс низкая зарплата.

 

Оставить комментарий

 
Следить за комментариями по RSS