Почему Дэмиен Херст?

Каждый раз, когда мне задают вопрос: почему меня так прельщает творчество Дэмиена Херста, я на минутку задумываюсь и в некотором роде даже погружаюсь в толщу его творений. Когда этот минутный взгляд внутрь его работ угасает, я перехожу к ответу. Звучит он достаточно просто и даже прозаически: «Он очень необычен, он многолик и оригинален, а главное, он затрагивает струны моей души».

Большинство, получив этот ответ, успокаиваются и просто начинают думать о чем-то своем. Я понимаю, что они не разделяют моей любви к такому необычному и далеко не светлому творчеству, но это меня мало задевает. Очевидно то, что каждый в этом мире должен найти «свое»… Для кого-то это может быть творчество классиков, которое вечно, несет тепло красоту, умиротворение и покой; другие восхищаются современными мастерами, которые довольно оригинальны или просто небанально выражают свое отношение к тем или иным предметам либо просто «в тренде» в данный период времени; некоторые любят космическое искусство, которое их вдохновляет и приобщает к чему-то свежему и новому… Существует невообразимо большое число жанров и направлений, которые рассказывают о чем-то своем для каждого отдельного индивидуума, дают повод задуматься и даже в редких случаях изменить свою жизнь. Ведь рано или поздно каждый находит то, что затрагивает именно его и вызывает самые потаенные мысли к жизни.

Вспоминая о работах Херста, первым на ум мне приходит его «The Impossibility of Death in the Mind of Someone Living». «Почему же именно эта работа?» – спросите вы, а я отвечу: «Все очень легко. Когда вы видите этого большого и сильного хищника, который в естественной среде своего обитания никого не страшиться, ведь он властелин морских и океанических вод, повелевает жизнью и смертью, и при этом даже не задумывается о собственном величии. Великие мира сего часто проводят параллель между своей жизнью и жизнью акулы (различие лишь в том, что они осознают степень своего могущества). Ведь действительно, это так просто: имея могущество и власть они походят на этого большого хищника, который, не задумываясь отбирает жизни у более мелких рыб. То же и с этими «властелинами судеб», которые часто «по факту» отбирают жизнь того или иного человека, работающего на их корпорацию, организацию, бизнес, где они правят. Это случается, когда по их приказу сокращают число сотрудников, упрощают иерархическую систему огромного механизма ТНК, либо просто закрывают филиалы для перемещения в более выгодную экономическую среду или передают на аутсорсинг в дешевые страны мира. Все это они делают с целью удовлетворить свой финансовый аппетит. Но я увлеклась, вернемся к сути… Сотни, тысячи людей остаются за порогом этого большого бизнеса, который генерирует доход и в прошлом давал им средства к существованию. Все верно, акула тоже не задумывается о других более мелких рыбах, когда голодна, она просто утоляет свою естественную потребность в пище, но при этом действительно распоряжается жизнью. Но все это достаточно хрупко перед лицом судьбы и, в частности, перед лицом смерти. Да, это действительно то, что способно уравнять всех: взрослых и детей, богатых и бедных, умных и глупых, здоровых и больных… Практически всех… Однако, есть оно маленькое «но»…» Вы спросите в чем же оно или же просто подождете, пока я продолжу. И действительно, я продолжу: «Это «но» заключается в индивидуальном отношении каждого существа к смерти. И сразу в моем изощренном мозгу (очень люблю это словосочетание, простите не смогла не использовать его) возникает фотография скульптуры «For the Love of God». Она прекрасна и чудесно подходит для иллюстрации смерти, которая не отталкивает, по крайней мере меня. Очевидно, что инстинкт самосохранения у животных находиться на высоком, если не сказать на наивысшем уровне, поскольку он заложен природой и действительно действует. Поэтому у них, по сути, нет права выбора. В то же время, человек имеет возможность сформировать свое отношение к смерти и принять ее, как доброго друга или же бояться ее, как самого страшного своего врага. Я думаю, что это и есть величайшее отличие между людьми: ведь те, чия совесть чиста абсолютно спокойно могут расстаться с жизнью, в то же время те, кому есть за что бояться, те, кого держит в мире привязанность к другим или же просто страх перед неизвестностью, склонны драматизировать смерть и бояться ее… Именно легкость и бесстрашие перед лицом смерти, в моем понимании, делают человека тем, кем он есть на самом деле. Ведь именно бесстрашие перед лицом смерти чаще всего возводилось в канон веками ранее, а о трусости во имя жизни не слагали легенды, не воспевали гимны, да и вообще не принято говорить. Поэтому выбор за каждым, принять неизбежность смерти и жить дальше, наслаждаясь даром жизни, дыша каждой ее минутой и стараясь принести пользу этому миру своими деяниями, либо и дальше откладывать этот вопрос, не думать о нем и в некотором роде отгораживаться и в сердцах кричать: «Я не хочу и не буду об этом думать! Это слишком мрачно, это не для меня. Меня ждет зеленая лужайка возле дома и радужные единороги». Про единорогов я упомянула не зря, поскольку они действительно никогда не умрут, ведь их никогда и не было. Вот почему работы Херста имеют на меня такое магическое воздействие, ведь состоит некоторая часть его работ, как бы напоминает о том, что жизнь не вечна, что необходимости помнить, о неизбежности смерти. И только личный выбор каждого может помочь ему или ей обрести душевное равновесие».

Спасибо за внимание, у меня все.

© Эта статья опубликована в интернет-журнале http://setevoy.net. Копирование и публикация статей журнала на сторонних сайтах запрещена!

 
Объявления:


 

Комментариев пока нет

 

Оставить комментарий

 
Следить за комментариями по RSS